Вот так живёшь-живёшь, делаешь то, что умеешь, периодически борешься с синдромом самозванца, а потом получаешь такой отзыв. Сидишь после прочтения с большими полными слёз глазами и думаешь: "А ведь да! Для этого всё и затевалось!" Рэй, спасибо вам за то, что я могу оценить, каким стал мой проект за эти годы! Это непередаваемые ощущения! "Если бы всего полгода назад мне кто-то сказал, что я буду как-то связан с японским языком, я бы даже не обратил внимания на шутку — это было абсолютно невероятно. Ни предпосылок, ни опыта, ни знаний, ни даже горящего интереса — лишь немного знаний о культуре страны, весьма уважительное отношение на расстоянии и разве что опыт восточных единоборств. Даже знакомство с аниме у меня не слишком глубокое и ограничивается скромным рядом вещиц, о языке и речи не шло. Как перейти от абсолютного нуля к горящему интересу к новому и ощутимым успехам, когда начинаешь видеть структуры и не просто узнавать значки, а понимать пусть крошечные, но отрывки и сочетания во встречающихся текстах и чувствовать себя в новом мире начинающим, но не чужим — спросите Елену-сенсей. Все решила череда счастливых случаев. Август — я приобретаю коллекцию очень красивого издания самой любимой из тех единичных прочитанных манг, потому что пройти мимо такого качества оформления и печати, когда ты знаком с издательским делом, невозможно. Спустя несколько дней — издалека начинаю изучать вопрос, как вообще подойти к японскому языку и имеет ли это смысл, потому что смотреть на красивую вещь и не уметь ее читать как-то нелепо. Самостоятельно изучаю кану как отмеченный везде важный первый шаг, все вроде бы неплохо, но к середине осени настает ожидаемый момент, когда нужно найти систему, чтобы двигаться дальше. Где ее искать, как искать, откуда начинать — знание подходов к европейским языкам не помогает, материалы разрозненные, а тратить время впустую не хочется, поскольку при высоких нагрузках его и так на новые занятия остается немного (если оно вообще имеется). Случай свел с предваряющим курс марафоном Елены-сенсей, и это было глотком ясности в тумане на незнакомых дорогах. Мгновенно выросшая эффективность, организованность, понимание основ — все как я люблю, да еще и с материалом, который едва ли удалось бы найти самому. Происхождение кандзи и несомый ими изначальный смысл — нечто восхитительное, и здесь я понял, что потерян. Что то, что казалось шуткой, превратилось в манящую, интереснейшую тему, раскрывшись удивительными гранями — и все благодаря наставнику, готовому показать это, рассказать и научить, передавая в первую очередь свою трепетную любовь к делу, которым живет. Сам курс характеризуется замечательным КПД. И в нашем случае это не просто коэффициент полезного действия. К — концентрированность. Удивительно, как можно в столь небольших лекциях передать столько материала, причем не поверхностно, а начиная с основ. Именно поэтому материал не просто хорошо воспринимается, а залегает глубоко и прочно — вначале идет фундамент из происхождения, самой сути, а уже потом все, что сверху. Причем «то, что сверху» — не просто обрывки или примеры, а конкретные вещи, которые позволяют не просто освоить кандзи, но понемногу понимать структуру, суть языка, развивают шире, чем в некоем пособии по изучении иероглифической письменности. Каждый элемент здесь важен, каждый занимает свое место, нанизываясь на предыдущий, и в итоге получаются не клочки знаний, а прочная сеть, которой можно пользоваться. И все это за лекции в полчаса. Воистину, преподавание — это дар, освоить который дано не каждому и которым Елена-сенсей владеет превосходно. Ощущаешь наставника как человека, любящего свое дело и знающего его настолько, что может простыми словами объяснить любые вещи и не просто рассказать, но помочь понять и закрепить. Надо заметить, концентрированность еще и идет как деталь процесса обучения. Ритмичность занятий очень полезна и удобна: я всегда был хорошо организован и с неприязнью отношусь к случаям, когда в деятельности нет структуры и четкости, так что был очень рад и благодарен тому, что на курсе все весьма взвешенно. У Елены-сенсей все очень хорошо проработано: несколько неорганизованному человеку она поможет войти в ритм и научить себя быть продуктивным, дисциплинированного порадует четкой схемой. Правда, пару раз замечал некоторые накладки — например, беседа для меня так и осталась легендой о призраке, а в отсутствии объявления о дате и времени итогового вебинара я чудом оказался дома и заметил уведомление, но не исключаю, что все подобное — последствия моей невнимательности. П — подход. Выше о нем уже упоминалось: построение от основ к частностям, теория с ориентиром на практику, но не «рваная», а поступательно подаваемая. Удивительно удобно и продуктивно изучение не просто кандзи, а различных слов, в которых они употребляются. Я начинал учить кандзи сам и физически ощущал, что польза есть, но ее критически мало, а при методе изучения Елены-сенсей знания сразу становятся структурой, а структура — это то, что можно применять дальше как для обучения, так и для использования. Шаг за шагом начинаешь понимать и чувствовать все больше, в мгновения раскладывая иероглифы на части, предполагая порядок написания, начинаешь _видеть_ нечто больше в этих знаках. Это волшебный момент: для людей, привыкших читать буквы, мышление «образами», которыми предстают иероглифы, необычно и даже непросто, а благодаря подходу Елены-сенсей привычка приобретается быстро и гладко. Шутки про «китайскую грамоту» становятся неуместными: стройность построения языка чарует и выглядит даже продуктивнее буквенной записи. Стоит отметить и то, что подход включает не только сами уроки, но и очень полезные и интересные видео от Марьям-сан. Ее помощь невозможно переоценить — и по проверке заданий, и по разбору деталей и мелочей черт, которые на самом деле не мелочи, поскольку благодаря им и осознаешь баланс знаков, а вместе с балансом понимаешь и основы построения. Это важно не только для написания, но и для чтения, для узнавания кандзи в разных начертаниях. Д — дружелюбная атмосфера. Я из тех зануд, которые считают, что если человеку действительно надо получить знания, он способен получить их в любой обстановке. Но невозможно отрицать, что хорошая атмосфера заметно помогает, прививая любовь к занятию, а также способствует приглушению самокритики и учит видеть собственный прогресс. Полезно и тем, кто не очень уверен в себе, и перфекционистам. Но, конечно, Д — это еще и действие. Можно назвать «домашние задания», но все немного глубже, потому что одним выполнением домашних заданий по написанию можно получить, наверное, процентов 40 результата, который для многих покажется всей сотней. А вот если использовать весь ассортимент средств, которые дают Елена-сенсей и Марьям-сан — видео, тесты, полюбившийся Квизлет, — и пользоваться этим не денек-два до следующего урока, а повторять, улавливать, где ты усвоил лучше, где хуже, подтягивать «хвосты», искать что-то новое, закреплять это, стараться использовать на практике (пусть примитивной вроде проглядывания текстов на поиск знакомых знаков и тренировки чтения/понимания значения), то результативность будет 100 процентов и даже чуточку выше. Елена-сенсей со своими помощниками создала великолепный инструмент, который может принести тому, кто желает не просто послушать, но и услышать, очень многое. И, главное, это можно успевать с высоким КПД даже при огромной загрузке. Не стану перечислять детали своей деятельности, но вопрос времени был первым, который останавливал от изучения языка. Метод Елены-сенсей очень органично вписался даже в жизнь, расписанную по минутам и одновременно ненормированную из-за задач, требующих постоянного внимания в разное время дня и ночи. Вывод один: кто хочет — ищет способ, и я бесконечно благодарен, что нашел именно Елену-сенсей с ее чутким, теплым, но в то же время серьезным и продуманным подходом. Спасибо Вам, учитель, и спасибо Марьям-сан за ваши труд и вклад.